Группа Ромашка

Консультация для родителей "Кибердетки"

Родители оказались педагогически не готовы к «эре технического прогресса». Боясь отстать от своего века, мы покупаем телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры. Но потом с ужасом замечаем, что эти сложные технические игрушки подчиняют себе наших детей. Ребенок играет в компьютерные игры и смотрит телевизор все свободное время: он не читает, не общается, ничего не делает. В результате – не развивается и даже, по сути, не живет!

Почему компьютерные игры и видеофильмы так привлекательны для детей? Дело в том, что  ребенок – существо духовно слабое, не уверенное в себе. В реальном мире он пока чувствует себя некомфортно. Реальность – материальная и социальная – требует знаний, умений, терпения, мужества и силы. Реальный мир предъявляет человеку жесткие требования, а дети им пока не соответствуют. В мире же виртуальном можно получить максимальное удовлетворение без всяких усилий. Здесь ты супермен, убивающий своих врагов. И при этом ровным счетом ни за что не отвечаешь. Играя, человек испытывает настоящие чувства. Это всем известно по собственному опыту. Здесь можно быть кем угодно, делать что угодно – без всякого труда и ответственности. Вот почему «антимир» привлекает детей. А что же происходит с душой ребенка, полностью ушедшего в «антимир»? Во-первых, начинают ослабевать внутренние «тормоза», блокирующие деструктивные импульсы: те, что не одобряются людьми и собственной совестью. Импульс сразу превращается в действие: эта привычка вырабатывается в условиях длительного пребывания в виртуальном мире. Во-вторых, такой ребенок, чтобы удовлетворить любые свои потребности, больше не хочет делать никаких усилий. Эта привычка тоже вынесена из компьютерного зазеркалья. Он уже не хочет читать. Потому что чтение – труд души, и немалый. Писатель дает только отдельные штрихи, остальное – воображаешь, додумываешь, пытаясь понять мотивы героев. Вот почему чтение развивает. Развитие происходит, когда человек делает усилия, трудится, «потеет». Причём добровольно, по своей охоте! А наш телевизионный детка уже отвык от душевного труда. Это как лентяй, полгода пролежавший на диване: пригласите-ка его на прогулку. Ни за что не пойдет! То, что естественно для нормального человека, для него тяжелый труд.

Так что же, сломать телевизор, отказаться отнего? Этого мы сделать не сможем. Значит нужно «выработать иммунитет». Чтобы к тому времени, когда ребенок начнет самостоятельно пользоваться телевизором или компьютером, он уже не мог заболеть «виртуальной наркоманией». Что же делать?

ТРЕНИРУЕМ ВООБРАЖЕНИЕ!

Развивайте воображение детей. Если у человека оно богатое, он почти наверняка полюбит чтение. Ведь как мы уже заметили, чтение художественного текста – всегда работа воображения. Это интересно, увлекательно, но только если воображение тренированное. Как его развивать? Фантазируйте вместе с детьми! Вот снежинки падают….

- Интересно, откуда они падают? – обращается к сыну мама.

- С Луны! – предполагает ребенок.

- Ты думаешь? Здорово!

- Они живут там всегда! – уверенно заявляет сын.

-  У них есть там домики?

-  Нет. Они живут в норках.

- Бедные снежинки. Как им там холодно – правда? И вот одна снежинка сказала: «Давайте полетим на Землю! Смотрите, какая Земля красивая и зеленая. Там наверное, тепло и хорошо…» - продолжает историю мама.

- Нет, дай я скажу! И они полетели…- перебивает сын.

Такова запись разговора с трехлетним сыном. Сначала он занимался в кружке, где учат сочинять сказки, а потом дома с мамой. Он почти гарантирован от «виртуальной заразы», поскольку любит фантазировать. Таким детям интересен окружающий мир, а значит, будут интересны книги об этом мире. А думать, понимать – это привычное для них занятие.

Другой пример, девочка Лана. Ее в три года научили читать. Научили. То есть она освоила технический навык. В шесть Лана  бегло читала. И что же? Читать она не любит! И не читает. К сожалению, многие родители не понимают, что мотивация гораздо важнее технического навыка. Нужно, чтобы ребенок любил читать, увлечь его чтением. Вместо этого, видя, что чадо совсем не читает, его усаживают за книгу, попросту совершают насилие, и тем самым неизбежно отучают от чтения!

  Чтобы ребенок сам полюбил книгу, нужно своевременно увлечь его языком, словесным творчеством. Поиграть с ним в игру «Отгадай!» Например, так : «Они похожи на сверкающие искорки – что это? (Снежинки.) «Это напоминает кусочек сыра». (Месяц.) «Кто такая рыжка?» (Это белка: она же не белая, а рыжая!) Сравнения, придумывание слов, которых нет в языке, - вот те художественные средства, которыми пользуются писатели. Освоив их еще до начала самостоятельного чтения, ребенок в мире книг будет чувствовать себя как дома. Известный российский педагог и детский поэт В. А. Левин доказал, что нормальное литературное развитие ребенка идет от сочинительства к самостоятельному чтению! Дети становятся сначала «писателями», а уже потом читателями. Если же его приучают лишь пассивно слушать чье – то чтение, то это почти ничего не дает для развития.

Не забывайте, что погружению в виртуальный мир более склонны одинокие натуры. Дети, которым не с кем играть и общаться. Если же у ребенка есть друг и свой круг общения, он вряд ли променяет его на искусственный мир, когда столкнется с ним вплотную. У многих детей очень занятые родители. Родителям некогда полноценно общаться с ребенком, дружить с ним. У них все организованно, утром садик, вечером кружки. Это все за него решили взрослые, а он вынужден подчиняться. Ребенку, которого развивают принудительно, тем более важно почувствовать себя человеком, личностью. Поэтому, как только представится случай, он хватается за первое, что окажется под рукой. Чаще всего это компьютерные игры. Ведь в игре он все делает сам.

Чаще общайтесь с ребенком, обсуждая разные темы. Бурьян растет там, где никто не посадил культурные растения. То же самое можно сказать и о детской душе. Если родители, как умелые садовники, вовремя и старательно на ней трудились, то и беспокоится не о чем. Вашего ребенка не сможет поработить ни телевизор, ни компьютер. Они останутся лишь  техническими приспособлениями, обслуживающими человека.

10 августа 2016 в 13:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.